
Смета на строительство
1. Виды смет и стадии проектирования
Локальная смета. Локальные сметы – это базовые сметные документы, составляемые на отдельные виды работ и затрат по конкретному зданию, сооружению или по общеплощадочным работам. Проще говоря, локальная смета детально расписывает стоимость определённого раздела работ (например, отделочных работ внутри здания) на основе рабочих чертежей и объемов работ.
Если объёмы работ точно не определены на стадии проекта, может составляться локальный сметный расчёт – предварительная смета, которая потом уточняется по мере готовности рабочей документации. Локальная смета включает перечень работ с единицами измерения, объемами, ценами за единицу и стоимостью по каждой позиции, а также итоговую сумму.
Объектная смета. Объектная смета объединяет данные всех локальных смет по данному объекту в целом. По сути, это свод затрат на строительство конкретного объекта (здания или сооружения) – своего рода итог по объекту. Объектная смета служит основой для формирования договорной цены на объект, поскольку в ней суммируются результаты нескольких локальных смет.
Если на этапе проектирования какие-то данные уточняются, составляют объектный сметный расчёт – предварительный объектный сметный документ, который уточняется при наличии окончательной рабочей документации. В объектной смете обычно перечислены локальные сметы (или их разделы) с указанием стоимости каждой и общая стоимость объекта.
Сводная смета (сводный сметный расчёт). Сводный сметный расчёт стоимости строительства составляется на всю стройку или комплекс работ и объединяет в себе все объектные сметы, локальные сметные расчёты, а также отдельные расчёты на прочие виды затрат. Это самый обобщённый документ, показывающий полную сметную стоимость проекта.
Часто сводный сметный расчёт включает структурированные разделы: например, затраты на строительно-монтажные работы, на оборудование, на прочие расходы, резервы средств и т.д. (по методике он может разбиваться на главы). Сводная смета нужна для утверждения общего бюджета проекта и распределения финансирования.
Другие виды смет. В практике также упоминаются: сметы на отдельные виды затрат – документы, в которых рассчитываются затраты, не учтённые нормами в основных сметах (например, компенсации за отвод земель, расходы по особо предусмотренным доплатам и льготам).
Кроме того, в зависимости от стадии проектирования может составляться укрупнённый сметный расчёт (предварительная смета) на стадии концепции или эскизного проекта, когда точных данных ещё нет. Например, на стадии обоснования инвестиций или для проведения тендера сметная стоимость определяется приближённо на основе аналогов и укрупнённых нормативов.
На этапе рабочего проекта уже составляются подробные локальные и объектные сметы (эти документы включаются в состав рабочей документации согласно стандартам проектирования). В итоге, полный комплект сметной документации для госзаказчика обычно включает: сводку затрат, сводный сметный расчёт, объектные сметы, локальные сметы и расчёты на отдельные виды затрат – все эти документы требуются нормативно при сдаче проектной документации на экспертизу.
2. Структура и содержание профессиональной сметы
Состав сметы и учитываемые затраты. Строительная смета – это документ, в котором перечисляются все расходы на реализацию проекта по статьям (направлениям) затрат. В профессиональной смете учитываются: затраты на оплату труда рабочих (заработная плата строителей), стоимость строительных материалов и изделий, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, накладные расходы (общепроизводственные затраты), сметная прибыль (плановые накопления), а также прочие затраты, связанные с строительством (например, командировочные, охрана труда, непредвиденные затраты в пределах нормы и т.д.).
Проще говоря, смета включает прямые затраты на строительство и косвенные затраты, позволяющие учесть все расходы, связанные с выполнением работ.
Прямые и косвенные затраты. Прямыми называются затраты, напрямую связанные с выполнением конкретных строительных работ. К прямым затратам относятся: стоимость материалов, необходимых для данного вида работ; основная зарплата рабочих, непосредственно выполняющих эти работы; затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов (включая зарплату машинистов).
Эти составляющие формируются на основе сметных нормативов: например, в ресурсно-нормативной базе есть нормы расхода материалов на единицу работ, нормы времени и тарифы оплаты труда, нормативы машино-часов и стоимости эксплуатации техники. Используя такие нормативы, сметчик рассчитывает прямые затраты: определяет необходимое количество материалов и их цену, трудозатраты и оплату труда, затраты машинного времени и его стоимость.
Косвенные затраты – это расходы, которые нельзя отнести к какому-то одному виду работ напрямую, но которые необходимы для организации и выполнения проекта в целом. К косвенным относят прежде всего накладные расходы (расходы на содержание строительной организации и стройплощадки) и сметную прибыль (условно предусмотренная прибыль подрядчика, либо резерв средств). Косвенные затраты обычно начисляются сверху на прямые затраты по установленным нормативам (в процентах или коэффициентах).
Учет заработной платы рабочих. Заработная плата рабочих в смете рассчитывается исходя из трудоёмкости работ и нормативных расценок оплаты труда. В сметных нормах заложено, сколько часов требует та или иная работа на единицу объёма, а также базовая тарифная ставка.
Например, в федеральных единичных расценках предусмотрена стоимость труда в базисном уровне цен (например, на 2001 год), которая затем приводится к текущему уровню посредством индексов. В смете показывается основная заработная плата рабочих (то есть прямой фонд оплаты труда, ФОТ).
Дополнительно могут учитываться компенсации и доплаты (например, за работу в особых условиях), но обычно они включаются в накладные расходы. В профессиональной смете для госзаказа применяются нормативы по оплате труда, утверждённые Минстроем. Расчёт прост: трудоёмкость (нормо-часы) × текущая стоимость человека-часа = зарплатные затраты. Эти затраты затем участвуют в вычислении накладных расходов (см. раздел 3).
Важно, что смета для бюджетного строительства должна соответствовать нормативам по оплате труда; зачастую в госзаказе регламентирован предельный уровень заработной платы, учитываемый в смете, чтобы исключить необоснованное завышение сметной стоимости.
Материалы и их учет. Материальные ресурсы – существенная часть сметной стоимости. В смете учитывается количество каждого вида материалов, требуемых по проекту, и их цена. Для госзаказа действуют правила определения текущих цен материалов: используют либо сметные цены из официальной базы данных (Федеральный реестр сметных нормативов и Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, ФГИС ЦС), либо выполняют конъюнктурный анализ цен производителей.
Сметная стоимость материалов в текущем уровне цен должна включать также расходы на их доставку и заготовку. В соответствии с пунктом 91 в состав заготовительно-складских расходов входят затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением материальных ресурсов и погрузо-разгрузочными работами. Также включаются стоимость услуг по перевозке грузов автомобильным, железнодорожным транспортом, судами морского и речного флота и прочие затраты.
Если на материалы имеются опубликованные сметные цены (например, территориальные сметные цены или данные ФГИС ЦС), сметчик берет их за основу. Если таких данных нет – берутся коммерческие предложения от поставщиков (не менее 2–3 источников для обоснования цены по методике Минстроя).
Для бюджетных проектов запрещено произвольно завышать стоимость материалов – все цены должны быть проверяемыми. Кроме того, предусмотрено разделение: оборудование и мебель учитываются отдельной строкой в смете (их стоимость включает и заводскую цену, и доставку, и затрат на монтаж).
Таким образом, профессиональная смета детально расшифровывает каждый компонент затрат: сколько и каких материалов потребуется, по какой цене, какова доля затрат труда, техники и т.д., что обеспечивает прозрачность формирования общей стоимости проекта.
3. Накладные расходы: суть и расчет
Что такое накладные расходы. Накладные расходы (НР) – это косвенные затраты, связанные с организацией и управлением строительным процессом. Проще говоря, это расходы на содержание строительной организации и стройплощадки во время строительства.
В них входят административно-хозяйственные нужды, зарплата инженерно-технического персонала (прорабы, мастера, механики, бухгалтерия и пр.), затраты на мобильную связь, охрану, бытовое обслуживание рабочих (бытовки, душевые), амортизация инвентаря, расходы на охрану труда, обеспечение безопасности, и другие общепроизводственные траты.
Накладные расходы не привязаны к конкретному объему работ, а распределяются на весь проект в целом. Поэтому их включают в смету процентом от прямых затрат.
Методы расчета НР. Расчет накладных расходов регламентируется нормативными документами. В российских сметных нормативах традиционно установлены усреднённые коэффициенты накладных расходов по видам работ или условий строительства.
Накладные могут исчисляться как процент от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих или как процент от суммарных прямых затрат – это зависит от принятой методики. Например, в практике используют формулу: НР = ФОТ × Кнр, где Кнр – нормативный коэффициент накладных на рубль фонда оплаты труда.
Значения Кнр устанавливаются методиками ценообразования: для разных регионов и условий они могут различаться. В новых методических указаниях Минстроя коэффициенты накладных расходов определяются исходя из статистических данных и могут обновляться.
В целом, доля накладных расходов в строительстве часто составляет порядка 5–20% от стоимости строительных работ в зависимости от специфики проекта. Например, если фонд оплаты труда рабочих по смете составляет 2 000 000 руб., а норматив для накладных расходов установлен 12%, то величина НР будет: 2 000 000 × 0,12 = 240 000 руб.. В смете эта сумма прибавляется к прямым затратам, формируя часть общей стоимости проекта.
Учет накладных в смете. В сметной документации накладные расходы обычно отображаются отдельной строкой (или несколькими строками, если разные нормативы по разделам работ) после расчета прямых затрат.
Например, смета сначала суммирует прямые затраты по всем ресурсам, а затем показывает: «Накладные расходы – ___ руб (___% от ФОТ)». Для госзаказчика расчет НР должен соответствовать актуальной методике Минстроя.
С 2021 года введена новая методика, согласно которой накладные рассчитываются по единым нормативам, включенным в федеральный реестр. Эти нормативы заменили старые МДС 81-35.2004. В результате, сметчик не произвольно выбирает размер накладных, а применяет утверждённый коэффициент.
В случае отклонений (необычные условия строительства) обоснование изменения накладных должно быть представлено и согласовано в экспертизе. Таким образом, накладные расходы – важная составляющая сметы, отражающая косвенные издержки строительства, и их правильный расчет обеспечивает реалистичность сметной стоимости и покрытие всех необходимых организационных расходов строительной компании.
4. Транспортные расходы: состав и расчет
Что включают транспортные расходы. Транспортные расходы в смете – это затраты на доставку материалов, конструкций и оборудования от места приобретения до стройплощадки.
В эту статью входят все расходы, связанные с перевозкой грузов для строительства, включая погрузку материалов у поставщика, их транспортировку различным транспортом (автомобильным, железнодорожным, водным – в зависимости от схем доставки), выгрузку на объекте, а также возможные перевалки с одного вида транспорта на другой и промежуточное хранение.
Если для доставки требуются специальные меры (например, аренда железнодорожных вагонов, паромная переправа, доставка вертолётом в труднодоступную местность), эти расходы тоже относятся к транспортным. В смете госзаказа принято учитывать транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) отдельной строкой или процентной надбавкой к стоимости ресурсов.
Таким образом, транспортные расходы – это надбавка, обеспечивающая что материалы и оборудование реально доставлены до места строительства.
Расчет транспортных затрат. Согласно действующей методике Минстроя, стоимость транспортных затрат должна определяться расчётом на основе конкретных данных о перевозке.
То есть сметчик при составлении сметы для госзаказчика должен учитывать: расстояние перевозки каждого материала, вид и грузоподъёмность транспорта, тип груза (сыпучий, негабаритный, опасный и т.д.), необходимость погрузочно-разгрузочных работ, а также тарифы на перевозку в регионе.
Официально это сформулировано так: «Стоимость транспортных затрат определяется на основании расчета с учетом данных о расстоянии перевозки, классе груза, типе(-ах) транспорта, наличии погрузочно-разгрузочных работ и прочих условий транспортировки, а также информации о ценах услуг на перевозку грузов…»
Проще говоря, идеальный вариант – посчитать, сколько будет стоить доставка каждого материала: например, известен тариф перевозки (руб/т-км) и масса груза, тогда перемножаются масса на расстояние и тариф. Пример: для доставки 100 тонн щебня на 50 км при тарифе 5 руб/т-км транспортные затраты составят: 100 × 50 × 5 = 25 000 руб.
Такой расчет выполняется для ключевых материалов, и суммарная величина транспортных расходов включается в смету.
Нормативы транспортных расходов. В ряде случаев точный расчет затруднен (например, еще не выбран перевозчик или сложная логистика). Методики предусматривают упрощенные нормативы.
Для строительных материалов могут применяться усреднённые проценты надбавки. Так, для бюджетного строительства ранее применялась надбавка 1,2% от стоимости материалов и оборудования на транспортные и заготовительно-складские расходы.
В новых методических рекомендациях при отсутствии данных допускается для оборудования включать в смету транспортные затраты в размере до 3% от стоимости оборудования (по решению заказчика). Это своего рода верхний предел, если детальный расчет невозможен. Однако такое упрощение должно быть обосновано.
В целом для материалов массовых (щебень, песок) существуют федеральные сметные нормы перевозок на 30 км, включенные в сметные цены. Если в проекте требуется возить дальше, в смете сначала исключаются транспортные затраты, учтённые базовыми ценами (например, 30 км), и добавляются рассчитанные затраты на фактическое расстояние. Таким образом достигается корректность: не платят дважды за одни и те же километры.
Примеры учета транспорта. На практике транспортные расходы могут быть учтены как процентная надбавка или как отдельные позиции.
Например, сметчик может добавить строку: "Транспортные расходы (доставка материалов на объект) – 50 000 руб" исходя из расчетов. Либо, если используется программный комплекс, задать коэффициенты ТЗР для каждой позиции: для материалов – 2%, для металлоконструкций – 0,75%, для оборудования – 1,2%. В итоге программа посчитает сумму.
В локальной смете это обычно видно после итогов по материалам. Главное – для госзаказчика все эти проценты должны соответствовать нормативным документам. Государственная экспертиза проверяет, чтобы транспортные расходы не были включены произвольно или дважды.
Корректно учтенные транспортные издержки обеспечивают реалистичную сметную стоимость: материалы действительно доставят, и на это заложены средства.
5. Практические примеры расчета смет
Пример локальной сметы. Для иллюстрации рассмотрим упрощённую локальную смету на ремонт помещения. В таблице ниже приведён перечень работ с указанием объемов и расценок:
Фрагмент локальной сметы на ремонт комнаты включает: перечисление видов работ, единицы измерения, количество, цену за единицу и итоговую стоимость по каждой позиции. В конце показан общий итог по смете – 139 080 руб. Такой документ отражает прямые затраты на все работы в данном помещении (демонтаж, возведение перегородок, отделочные работы), без учёта накладных расходов и прибыли.
Как видно из примера, локальная смета разбивает работы на пункты: например, демонтаж перегородок – 52 м² по цене 340 руб/м², итого 17 680 руб; штукатурные работы – 220 м² по 180 руб, итого 39 600 руб, и т.д. По каждой позиции учтены материалы и трудозатраты через применённую расценку.
Итог локальной сметы (139 тыс. руб в примере) – это сумма прямых затрат. В реальной локальной смете после этого итога будут добавлены накладные расходы и сметная прибыль (если смета составляется в ценах текущего уровня с непосредственным начислением НР и прибыли). Локальная смета подписывается составителем-сметчиком и обычно проверяется в сметно-договорном отделе.
Пример объектной сметы. Предположим, по проекту на небольшой объект составлено несколько локальных смет: на общестроительные работы – на сумму 5 000 000 руб, и на внутренние инженерные работы – на 3 000 000 руб.
Объектная смета в этом случае консолидирует данные: она покажет двумя строками стоимость по каждой локальной смете и итого по объекту 8 000 000 руб. Например, в объектной смете будет таблица:
1) Локальная смета №1 (общестроительные работы) – 5 000 тыс. руб (в том числе средства на оплату труда, эксплуатацию машин…); 2) Локальная смета №2 (инженерные сети) – 3 000 тыс. руб; 3) Итого по объекту – 8 000 тыс. руб.
Также могут быть указаны сводные показатели (например, общая трудоёмкость, всего человеко-часов, всего затрат по оборудованию и т.д.). Объектная смета обычно оформляется по установленной форме: с указанием названия объекта, списка локальных смет, их стоимости и некоторых других данных.
Она подписывается главным инженером проекта и служит основой для раздела «Смета на строительство» в составе проектной документации. Таким образом, объектная смета – это пример суммирования: она сама не вводит новых видов работ, а агрегирует итоговые цифры из локальных смет по объекту.
Пример сводной сметы (сводного сметного расчета). Сводный сметный расчет составляется, когда проект включает несколько объектов или очередей строительства, либо различные виды затрат помимо строительно-монтажных работ.
Например, для строительства производственного корпуса может быть подготовлен сводный сметный расчет следующей структуры: - I. Строительно-монтажные работы – 8 000 000 руб (стоимость всех объектов строительства, суммарно), - II. Оборудование и инвентарь – 2 000 000 руб (закупка и монтаж станков, линий и пр.), - III. Прочие затраты – 1 000 000 руб (проектные работы, авторский надзор, подключение коммуникаций, резерв средств на непредвиденные работы).
Итого сметная стоимость строительства – 11 000 000 руб (без учета НДС).
В сводном расчете могут быть и другие разделы, например затраты на компенсации за землю, на временные здания, на пусконаладочные работы и т.д., вплоть до резервов на инфляцию – в зависимости от конкретного проекта и требований нормативов.
Сводная смета утверждается в составе проектной документации заказчиком. Для госзаказа она особо важна, так как именно сводный сметный расчет (с приложением объектных и локальных смет) подается на экспертизу и далее используется для обоснования начальной цены контракта.
Практически сводная смета служит финансовым паспортом проекта, показывая как распределяются средства по основным категориям затрат. В примере выше видно, что основная доля (8 млн) – сами работы, 2 млн – оборудование, 1 млн – прочие нужды. Такое представление позволяет инвестору или экспертизе проанализировать структуру бюджета проекта.
6. Юридические и нормативные аспекты сметного дела
Нормативные документы (ГОСТы, СНиПы, методики). Сметное дело в строительстве регулируется целым комплексом нормативных актов. Прежде всего, Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что проектная документация должна содержать сведения о сметной стоимости.
Есть подзаконные акты – например, Постановление Правительства РФ №87 от 16.02.2008 г. (с поздн. изм.) определяет состав разделов проектной документации. Согласно этому постановлению, раздел «Смета на строительство» должен включать пояснительную записку и собственно сметную документацию, в которую входят: сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), а также сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Таким образом, наличие всех перечисленных видов смет – обязательное требование для проекта, финансируемого из бюджета. Существуют и стандарты оформления: ранее действовал ГОСТ Р 21.1101-2013 (и обновленный ГОСТ/СП в 2020 году) по составу проектной и рабочей документации, где указано, что сметная документация должна оформляться в виде отдельных смет (локальных, объектных) в составе рабочей документации.
Также исторически применялись СНиПы и МДС: например, МДС 81-35.2004 – методика определения стоимости строительства, которая много лет была основным нормативным документом (утвержден Госстроем). С 2017–2021 гг. Минстрой России выпустил новые методические документы, заменяющие этот МДС.
В частности, приказ Минстроя №421/пр от 2019 г. утвердил новую методику определения сметной стоимости, переход на ресурсно-индексный метод с применением ФГИС Ценообразования. Затем приказ №812/пр от 21.12.2020 г. внёс изменения в расчёт накладных расходов и прибыли.
Для практики сметчика это означает, что при составлении сметы для госзаказчика надо опираться на актуальные методики Минстроя, опубликованные в открытом доступе (их тексты зарегистрированы в Минюсте). Кроме того, существуют ГОСТы на сметные нормы и федеральные единичные расценки (ФЕР) – это стандартизированные справочники стоимости работ и ресурсов.
Требования к смете для госзаказчика. Если строительство финансируется из бюджета (федерального или регионального), смета должна соответствовать государственным нормативам цены строительства.
В пункте 30 Постановления №87 прямо указано, что сметная документация для объектов, финансируемых с привлечением средств бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включённых в федеральный реестр сметных нормативов.
Это означает, что сметчик обязан использовать официальные сборники норм и цен (ФЕРы, ТЕРы, ГЭСН и пр.) и не может, например, взять усредненную рыночную цену работ без обоснования. Также запрещено использовать «индивидуальные сметные нормативы» (какие-либо свои расценки) без специального разрешения – их разработка допускается только по решению Правительства РФ для уникальных объектов.
Практически требования сводятся к следующему: смета должна быть прослеживаема и проверяема, все ее показатели – из утвержденных источников или подтверждены анализом цен. Еще одно требование для госзаказа – правильный базисно-индексный метод расчета сметы.
Сейчас в РФ принят базисный уровень цен 2000 года (для ремонтных работ – 2001 г., для оборудования – 2014 г. и т.д.), и все ресурсы в сметах оцениваются либо в текущих ценах с помощью ФГИС, либо в базисных ценах с последующей индексацией до текущего уровня. Для бюджетных строек этот подход обязателен: «при возведении бюджетных объектов … альтернативы базисно-индексному методу на сегодня не существует».
То есть смету проверяют по базисным нормам, и применены должны быть корректные индексы удорожания, устанавливаемые Минстроем или региональными властями ежеквартально.
Экспертиза и проверка сметы. Государственный заказчик, прежде чем заключить контракт, обязан обеспечить экспертизу сметной стоимости. В РФ действует ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое находится в ведении Минстроя и осуществляет проверку достоверности определения сметной стоимости проектов.
Согласно законодательству, все проекты капитального строительства, финансируемые за счёт бюджета, проходят государственную экспертизу – эксперты проверяют, правильно ли составлена смета, соответствуют ли объемы работ проектным решениям, применены ли верные расценки и индексы. Выдаётся заключение о достоверности сметной стоимости.
Без положительного заключения нельзя утвердить проект и выделить бюджетные средства. Поэтому смета для госзаказчика должна быть подготовлена особенно тщательно: любые ошибки или завышения будут выявлены.
Кроме того, в рамках Федерального закона №44-ФЗ о госзакупках начальная (максимальная) цена контракта на строительство зачастую обосновывается сметой, прошедшей экспертизу. Юридически смета становится частью контрактной документации.
Если в ходе строительства потребуются изменения (например, дополнительные работы), то придётся корректировать смету и проходить экспертизу повторно или обосновывать изменения согласно нормативам ценообразования.
Нюансы ценообразования в госзаказе. Для подрядчиков работа по госзаказу накладывает ограничения: нельзя включить в смету непредусмотренные затраты или повысить стоимость ресурсов сверх нормативной.
Сметная прибыль (ранее называвшаяся плановыми накоплениями) также нормируется – для разных видов работ установлены свои проценты прибыли, которые можно закладывать. Например, прибыль может быть условно 6–8% от суммы прямых и накладных (точное значение задаётся методикой).
Налоговые платежи (НДС) обычно не включаются в сметную стоимость – НДС рассчитывается отдельно при оплате по контракту, но в некоторых случаях в сводном расчёте показывают «НДС – 20%» отдельной строкой для информации. Все эти моменты регулируются ведомственными инструкциями.
Также важно соблюсти структуру сметы: государственный заказчик потребует, чтобы смета была разбита по объектам и очередям, по видам затрат. Например, расходы на строительство объекта соцкультбыта нельзя «спрятать» в смету другого объекта – каждый объект финансируется по отдельной строке бюджета.
Сметы должны быть пронумерованы, прошнурованы в составе проекта. ГОСТы по оформлению проектной документации требуют, чтобы сметы были надлежащим образом оформлены (в том числе титульные листы, подписи ответственных лиц, единицы измерения по СИ).
В пояснительной записке к смете обычно указываются примененные нормативы (сборники ФЕР, индексы Минстроя, источники цен), а также обоснования стоимости в случае отсутствия нормативов (например, ссылки на проекты-аналогы или результаты анализа цен).
Подводя итог, составление сметы для государственного заказчика – это процесс, требующий учёта множества деталей: от выбора правильного вида сметы на каждой стадии до строгого соблюдения нормативов ценообразования и оформления.
Грамотно составленная смета, подкреплённая актуальными нормативными данными и примерами расчётов, обеспечивает успешное прохождение государственной экспертизы и служит надежной основой для финансирования проекта.
Соблюдение юридических и нормативных аспектов сметного дела гарантирует, что бюджетные средства будут запланированы и израсходованы обоснованно, а сам проект — реализован без перерасхода и с надлежащим экономическим контролем.
Контактная информация для консультаций: mail@expertsmet.ru | Тел.: 8 (800) 300 87 72