
Увеличение Цены Государственного Контракта Согласно Постановлению Правительства РФ №1315
Постановление Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 предоставляет механизм для изменения цены государственных контрактов в сфере строительства в условиях значительного роста стоимости строительных ресурсов. Данный нормативный акт устанавливает четкие условия и порядок увеличения стоимости контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, с целью обеспечения возможности их исполнения в условиях ценовой нестабильности на рынке строительных материалов. Согласно постановлению, допускается увеличение цены контракта до 30% при соблюдении ряда обязательных условий, при этом физические объемы работ и технические решения должны оставаться неизменными.
Основания для принятия Постановления №1315
Основной причиной принятия Постановления №1315 стало существенное увеличение в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, что привело к серьезным последствиям для строительной отрасли. Ситуация достигла такой критической точки, что значительная часть строительных контрактов с твердой договорной ценой стала фактически неисполнимой. Это создало угрозу для реализации важных инфраструктурных проектов и поставило под удар строительные компании, работающие по государственным контрактам.
В этих условиях Правительство РФ было вынуждено предпринять оперативные меры по стабилизации ситуации. 9 августа 2021 года Председатель Правительства М.В. Мишустин подписал Постановление №1315, согласно которому заказчики получили возможность изменять условия уже заключенных контрактов. Данное решение было направлено на обеспечение баланса интересов государства как заказчика и подрядных организаций в условиях непредвиденного роста цен.
Нормативно-правовая основа изменений
Постановление №1315 основывается на положениях пункта 8 части 1 статьи 95 и части 70 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые предусматривают возможность изменения существенных условий контракта при определенных обстоятельствах. Данное постановление конкретизирует эти положения применительно к строительной отрасли в условиях ценового шока 2021-2022 годов.
Сфера применения Постановления №1315
Положения Постановления №1315 имеют строго определенную сферу применения, которая четко регламентирована как по типам контрактов, так и по участвующим в них сторонам.
Типы работ, подпадающих под действие Постановления
Постановление применяется исключительно в отношении контрактов на следующие виды работ: - строительство объектов капитального строительства; - реконструкция объектов капитального строительства; - капитальный ремонт объектов капитального строительства; - снос объектов капитального строительства; - проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Важно отметить, что постановление не распространяется на контракты, предметом которых является поставка строительных материалов или оказание услуг, не связанных непосредственно с проведением строительных работ.
Требования к заказчикам и контрактам
Постановление распространяется только на контракты: - заключенные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд; - заключенные до 31 декабря 2022 года; - по которым обязательства на дату заключения соглашения об изменении условий не были исполнены; - заключенные заказчиками, перечень которых приведен в приложении к постановлению.
Таким образом, возможность изменения цены контракта предоставляется не всем заказчикам, а только тем, кто указан в специальном перечне, утвержденном правительством.
Условия изменения цены контракта
Постановление №1315 устанавливает ряд обязательных условий, при совокупном соблюдении которых возможно изменение цены государственного контракта.
Основные требования для увеличения стоимости
Для изменения (увеличения) цены контракта необходимо соблюдение следующих условий:
-
Изменение осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством.
-
Изменение не должно приводить к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30 процентов.
-
Физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией, не должны изменяться.
-
Контракт должен быть заключен до 31 декабря 2022 года, и его обязательства не должны быть исполнены на дату заключения соглашения об изменении условий.
Особые случаи превышения лимитов бюджетных обязательств
Если в результате изменения существенных условий контракта новая цена превысит стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, такое изменение (увеличение) осуществляется после принятия решения Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Это положение обеспечивает дополнительный контроль за случаями существенного увеличения стоимости объектов, требующими выделения дополнительных бюджетных средств.
Порядок определения размера увеличения цены
Для обеспечения обоснованности и прозрачности изменения цены контракта предусмотрен специальный порядок определения размера такого изменения.
Методика расчета увеличения стоимости
Размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России от 21 июля 2021 г. №500/пр. Данный порядок предполагает объективную оценку удорожания строительных ресурсов на основании актуальных индексов цен.
Важно отметить, что корректировка цены контракта, размер которого составляет или превышает 100 млн рублей, осуществляется по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации. Это обеспечивает дополнительный уровень контроля при существенном увеличении стоимости крупных объектов строительства.
Соблюдение лимитов увеличения
При корректировке цены контракта должно строго соблюдаться ограничение на увеличение не более чем на 30 процентов от первоначальной стоимости. Этот лимит установлен для предотвращения необоснованного завышения стоимости работ и защиты бюджетных интересов.
Процедура оформления изменений в контракте
Для практической реализации положений Постановления №1315 необходимо соблюдение определенной процедуры оформления изменений в государственный контракт.
Документальное оформление
Изменение существенных условий контракта оформляется дополнительным соглашением сторон. При этом важно, чтобы в соглашении были четко зафиксированы: - новая цена контракта; - обоснование изменения стоимости; - подтверждение соблюдения всех необходимых условий.
Инициатором изменений может выступать как заказчик, так и подрядчик, однако решение о внесении изменений принимается заказчиком после проверки соблюдения всех необходимых условий.
Экспертиза и согласования
В случаях, когда цена контракта составляет или превышает 100 млн рублей, подрядчику необходимо получить положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации. Это требование направлено на обеспечение обоснованности увеличения стоимости крупных объектов.
При увеличении цены сверх лимитов бюджетных обязательств требуется дополнительное согласование с Правительством РФ и использование средств резервного фонда, что предполагает более сложную административную процедуру.
Последние изменения в Постановлении №1315
С момента принятия Постановления №1315 в него был внесен ряд изменений, направленных на адаптацию документа к меняющимся экономическим условиям и расширение его применения.
Расширение временного периода
Первоначальная редакция постановления касалась только существенного увеличения цен в 2021 году. Однако в связи с продолжением роста цен на строительные ресурсы в последующем периоде, в документ были внесены изменения, расширяющие его действие на 2022 год. Это было сделано с учетом продолжающейся ценовой нестабильности на рынке строительных материалов.
Корректировка механизмов применения
Последующие редакции постановления (последняя датирована 30.05.2024 №702) внесли коррективы в механизмы его применения, что свидетельствует о гибком подходе правительства к решению проблемы ценовой нестабильности в строительной отрасли и стремлении адаптировать нормативную базу к изменяющимся экономическим условиям.
Заключение
Постановление Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 представляет собой важный инструмент поддержки строительной отрасли в условиях значительного роста цен на строительные ресурсы. Оно позволяет в определенных условиях увеличивать цену государственных контрактов до 30% при сохранении физических объемов работ и технических решений.
Данный механизм обеспечивает баланс между необходимостью завершения начатых строительных проектов и защитой бюджетных интересов государства. При этом установленные ограничения и требования к процедуре изменения цены контракта направлены на предотвращение необоснованного завышения стоимости работ.
Для эффективного использования возможностей, предоставляемых Постановлением №1315, государственным заказчикам и подрядным организациям необходимо тщательно изучить условия его применения и строго соблюдать установленный порядок изменения цены контракта. Особое внимание следует уделить обоснованию размера увеличения и соблюдению всех процедурных требований, включая получение необходимых согласований и проведение экспертизы в случаях, предусмотренных законодательством.
Контакт для консультаций: mail@expertsmet.ru | Тел.: 8 (800) 300 87 72