
Экспертиза сметы
Введение
Экспертиза сметы – это профессиональная проверка сметной документации (бюджетного расчёта проекта) с целью оценки её обоснованности и соответствия нормативным требованиям. Она играет ключевую роль в реализации строительных проектов любого масштаба.
Правильно составленная и проверенная смета обеспечивает прозрачность расходов, предотвращает перерасход средств и снижает риски споров между заказчиком и подрядчиком.
Для подрядчиков и проектировщиков экспертиза сметы – гарантия того, что смета, прошедшая экспертизу (т.е. смета пройденная экспертизу официально) не содержит ошибок и соответствует требованиям заказчика. Государственным заказчикам же такая проверка необходима для контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В итоге возникает вопрос: нужна ли экспертиза сметы в каждом конкретном случае? Практика показывает, что при финансировании из бюджета или для ответственных объектов прохождение сметы экспертизы обязательно, а в остальных случаях проверка сметы экспертом добровольно, но крайне желательна для обеспечения качества и экономической целесообразности проекта.
Государственная экспертиза смет
Государственная экспертиза смет (госэкспертиза смет) проводится уполномоченными государственными организациями в составе государственной экспертизы проектной документации.
Согласно Градостроительному кодексу РФ и подзаконным актам, сметная документация большинства значимых объектов капитального строительства проходит экспертизу на государственном уровне. Например, статья 49 ГрК РФ устанавливает, что проекты с государственным участием или финансируемые из бюджетных средств подлежат обязательной экспертизе, включая проверку достоверности сметной стоимости.
Постановлением Правительства РФ № 145 от 05.03.2007 г. определён порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с этим порядком эксперт проверяет соответствие сметы нормативным документам, актуальным ценам и объемам работ.
При госэкспертизе смет ключевое внимание уделяется достоверности определения сметной стоимости – то есть обоснованности всех расчетов. Проверяется, правильно ли применены единичные расценки, нормы расхода ресурсов, актуальны ли цены материалов, учтены ли региональные индексы и коэффициенты.
Смета должна быть составлена по утверждённой методике: в настоящее время действует Методика определения сметной стоимости, утверждённая приказом Минстроя РФ № 421/пр от 04.08.2020 г. (с изменениями, напр. приказ № 557/пр от 07.07.2022). Данная методика внедрила ресурсно-индексный метод расчёта и Федеральную сметно-нормативную базу 2022 года (ФСНБ-2022).
Это означает, что сметные нормы и цены ресурсов берутся из единой федеральной базы, а индексы пересчёта применяются согласно установленным «сплит-формам» по регионам и кварталам. Государственный эксперт проверяет соответствие сметы актуальной сметно-нормативной базе и требованиям методики. Если какие-то материалы или работы не покрыты ФСНБ, требуется обоснование цен (например, конъюнктурный анализ, согласование цен с заказчиком).
Важно отметить, что Постановление Правительства РФ № 87 регламентирует состав проектной документации – в нём указано, что сметная документация является обязательным разделом проекта для большинства объектов.
Таким образом, гос экспертиза смет проверяет смету как часть проекта в целом на соответствие Градостроительному кодексу, требованиям постановлений № 145 и № 87, а также ведомственным методическим указаниям.
Результатом государственной экспертизы является заключение экспертизы – официальный документ, где отражено, соответствует ли смета нормативам и достоверна ли её величина. Смета после экспертизы (утверждённая) обычно получает отметку или ссылку на положительное заключение, подтверждающее, что проектная документация (в том числе смета) одобрена.
Для государственных заказчиков смета, прошедшая экспертизу, служит основанием для планирования бюджетных ассигнований и заключения контрактов.
Негосударственная экспертиза смет
Не все проекты подпадают под требования обязательной госэкспертизы. В случаях, когда закон не требует обращаться в государственные экспертные органы (например, объект возводится на частные средства и не относится к уникальным или особо опасным), может проводиться негосударственная экспертиза смет.
Негосударственная экспертиза – это проверка сметной документации независимой организацией, имеющей соответствующую аттестацию. Отличие негосударственной экспертизы от государственной заключается в том, что она проводится по инициативе заказчика и не является обязательной с точки зрения закона. Однако цели и задачи схожи: выявить ошибки в расчетах, убедиться в экономической объективности сметы и оптимизировать бюджет проекта.
Негосударственная экспертиза сметной документации позволяет частным застройщикам и подрядчикам получить независимую оценку: проверяется соответствие сметы рыночным ценам, выявляются возможные завышения или занижения стоимости, оценивается целесообразность затрат.
Процедура обычно начинается с заключения договора и передачи комплекта смет. Далее эксперты изучают проектные решения и сметные расчёты, формируют замечания и передают их заказчику для устранения. После доработки сметы выдается заключение негосударственной экспертизы. По сути, такой процесс имитирует госэкспертизу, но проходит быстрее (как правило, в срок до 14 дней) и гибче.
С практической стороны проверка смет (экспертиза) в негосударственном формате выгодна тем, что сроки короче, а стоимость ниже по сравнению с государственной экспертизой. Например, отмечается, что цена услуг независимых экспертов может быть до 70% ниже государственных тарифов.
К тому же, негосударственное заключение можно использовать как предварительный этап – подготовиться к подаче в госэкспертизу, устранив проблемы заранее. Следует помнить, что результаты негосударственной экспертизы не заменяют государственную там, где последняя обязательна по закону, однако в ряде случаев (для негосударственных объектов) положительное заключение независимой экспертизы достаточно для реализации проекта.
Что включает экспертиза смет проектной и рабочей документации
Экспертиза сметы проектной документации охватывает всестороннюю проверку сметных расчетов, приложенных к проекту. Эксперт сопоставляет сметные данные с проектными решениями: соответствует ли перечень работ и их объемы чертежам, пояснительным запискам и спецификациям.
Проверяется, чтобы все позиции локальных смет имели техническое обоснование в проекте (например, если в чертежах предусмотрен определенный объем бетонных работ, то в смете этот же объем должен присутствовать и совпадать по величине). Для этого обычно предъявляют ведомости объемов работ или спецификации в составе сметной документации. Отсутствие необходимых спецификаций или несоответствие объемов – распространенная ошибка, выявляемая на экспертизе.
Также экспертиза проектных смет включает проверку применения нормативов и цен. Эксперт убедится, что каждая статья затрат рассчитана по действующим государственным элементным сметным нормам (ГЭСН) или единичным расценкам, а цены ресурсов взяты из свежих справочников (ФСНБ) либо обоснованы.
Например, если в смету включено оборудование или материал, отсутствующий в нормативной базе, требуется приложить расчет цены (анализ рынка, коммерческие предложения, подтверждённые заказчиком).
Кроме того, проверяется правильность суммирования: локальные сметы должны быть свёрнуты в объектные сметы и сводный сметный расчет без ошибок. В экспертизу смет проекта входит и контроль соблюдения методики – используются ли верные коэффициенты для условий строительства, правильно ли начислены накладные расходы и сметная прибыль, верно ли указаны единицы измерения и пр.
Например, часто проверяют, чтобы не путались "м трубы" и "м трубопровода", корректно применялись показатели технической части сметных сборников.
Экспертиза сметы рабочей документации в официальном смысле не является обязательной процедурой, однако на практике может проводиться (чаще в форме негосударственной экспертизы) по решению заказчика. Рабочая документация разрабатывается после утверждения проекта и содержит уточненные чертежи, спецификации и, иногда, детализированные сметы на отдельные узлы или этапы работ.
Основная цель проверки сметы рабочей документации – убедиться, что уточнения на стадии РД не привели к увеличению сметной стоимости сверх утвержденной. Эксперт сравнивает рабочие чертежи и сметы с проектными: соответствует ли детализация ранее одобренным техническим решениям, не добавились ли новые виды работ или материалы, выходящие за рамки проектной сметы.
Также проверяется качество составления самой сметы РД: например, часто на стадии РД перераспределяются объемы, применяются фактические уточненные цены материалов – все это должно оставаться в рамках допустимых отклонений. Если обнаруживаются расхождения, заказчик может потребовать корректировки рабочей документации или инициировать повторную экспертизу сметы (при значительных изменениях, см. ниже).
В целом, экспертиза сметной документации на этапе РД – дополнительный инструмент контроля, обеспечивающий, что строительно-монтажные работы будут выполняться строго в пределах бюджета, рассчитанного на стадии проекта.
Экспертиза сметы на ремонт, строительство и реконструкцию
Сметная документация составляется для разных видов проектов: капитальное строительство нового объекта, капитальный ремонт существующего или реконструкция (модернизация) объекта. Принципы составления сметы схожи, однако есть нюансы, которые учитываются при экспертизе:
- Экспертиза сметы на капитальное строительство проверяет смету нового строительства или расширения объекта. Здесь все работы считаются «с нуля», и эксперт смотрит, чтобы применялись нормы на новое строительство, учтены полные комплексы работ (подготовительные, основные, пусконаладочные, прочие затраты).
Например, затраты на пуско-наладочные работы в новом строительстве должны относиться к главе 9 сводного сметного расчета («Прочие работы и затраты»). Важно, чтобы не было произвольного изменения состава работ в нормах и расценках – корректировка ресурсов норм запрещена. Экспертиза строительной сметы фокусируется на том, чтобы все статьи расходов (земляные работы, фундамент, коробка, отделка, оборудование и т.д.) были адекватно рассчитаны, а итоговая стоимость соответствовала среднерыночному уровню и нормативам.
- Экспертиза сметы на ремонт (капитальный ремонт) имеет свои особенности. Капитальный ремонт подразумевает замену или восстановление элементов здания без изменения основных технико-экономических показателей. Для ремонта существуют специальные сборники сметных норм (например, на ремонтно-строительные работы).
Распространенная ошибка – неверное применение норм и коэффициентов: например, использование норм на новое строительство с понижающими коэффициентами для расчета работ по демонтажу, когда в базе есть отдельные нормы на демонтаж при ремонте. Экспертиза проверит, чтобы при расчёте сметы на ремонт применялись именно ремонтные расценки (сборники ГЭСНр) или нормы на реконструкцию, если уместно, вместо произвольных корректировок.
Также эксперт потребует дефектные ведомости – перечень дефектов и объемов работ по устраняемым элементам, чтобы сопоставить их со сметой. При капитальном ремонте важно правильное отнесение затрат: скажем, затраты на пусконаладочные работы при ремонте учитываются в главе 7 сводного расчета, а не в главе 2, что проверяется экспертизой.
- Экспертиза сметы на реконструкцию во многом схожа с экспертизой смет на новое строительство, так как реконструкция часто включает как демонтажные работы, так и строительство новых частей объекта. Здесь эксперт особо смотрит на сочетание норм: допустимо применение норм на новое строительство для новых элементов и специальных норм на реконструкцию/демонтаж для работ по существующим конструкциям.
Методически предусмотрены специальные сборники (например, часть 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»), и использование этих норм вместо общего строительства – признак корректно составленной сметы. Ошибкой будет применять коэффициенты 1,15 или 1,25 (усложняющие условия) к нормам на демонтажные работы из обычных сборников – экспертиза такого не пропустит.
В целом, независимо от типа проекта, экспертиза смет проектов (новых или на изменение существующих объектов) проверяет: соответствие объемов работ проекту, правильность норм и цен, корректность применённых поправок. Но для ремонта и реконструкции требования могут быть строже в части доказательства необходимых работ (через дефектные акты, обследования) и выбора специальных расценок.
Смета после экспертизы: оформление результатов
Результатом процедуры экспертизы является заключение экспертизы сметной документации. Если все расчёты признаны обоснованными, выдается положительное заключение, где указано, что сметная стоимость достоверна.
В этом случае смета, прошедшая экспертизу, приобретает статус официально подтвержденной – как правило, на титульном листе проектной документации ставится штамп или отметка о прохождении экспертизы, либо сметной документации присваивается регистрационный номер заключения. Формой выдачи может быть как отдельный отчет экспертов с выводами, так и стандартный бланк заключения установленного образца (в госэкспертизе форма утверждена нормативно).
Смета после экспертизы часто нуждается в корректировке. Даже при условно положительном заключении эксперты могут выдать перечень замечаний, требующих устранения. Подрядчик или сметчик вносит правки: например, исправляет объемы, заменяет неверные расценки, актуализирует цены.
После исправления формируется окончательная редакция сметы, учитывающая результаты экспертизы. Ее иногда называют «смета после экспертизы», и именно она используется далее для финансирования и работы. Необходимо понимать, что сумма сметы после экспертизы может измениться по сравнению с исходной (обычно уменьшается, если были сняты необоснованные затраты). Для заказчика эта сумма становится утвержденной сметной стоимостью проекта.
Оформление итоговых документов включает: текстовую часть (заключение эксперта), сводную таблицу результатов проверки и саму откорректированную смету. Если экспертизу проходила только смета (например, негосударственная экспертиза смет без полного проекта), заключение может быть представлено в форме отчета с обоснованием каждого изменения либо рекомендациями по оптимизации.
В случае государственной экспертизы положительное заключение имеет неограниченный срок действия и действительно на всём протяжении реализации проекта, если исходные данные проекта не меняются. Это значит, что повторно подтверждать смету не требуется до тех пор, пока проект реализуется в изначально задуманных параметрах. Однако при значительных изменениях может понадобиться повторная экспертиза (рассмотрим ниже).
Важно отметить терминологию: «смета, пройденная экспертизу» обычно означает смету, которая уже прошла процедуру проверки и получила заключение. Использование такой сметы в работе даёт уверенность, что расчетная стоимость обоснована и защищена от претензий контролирующих органов.
Для подрядчика наличие экспертизы по смете снижает риски неучтенных работ или материалов, для проектировщика – подтверждает правильность принятых решений, а для госзаказчика – является необходимым условием финансирования.
Повторная экспертиза сметы
Повторная экспертиза сметы проводится в случаях, когда первоначальная сметная документация претерпела изменения или не была одобрена с первого раза. Законодательная база (Постановление № 145) предусматривает, что при внесении изменений в ранее проверенный проект, влияющих на сметную стоимость, необходимо заново пройти экспертизу в соответствующем объёме. Практические ситуации, когда требуется повторная экспертиза:
- Отрицательное заключение первой экспертизы. Если по итогам первичного рассмотрения сметная документация получила отрицательное заключение (то есть эксперты нашли критические несоответствия), после исправления всех недостатков проект подаётся на экспертизу повторно.
В случае госэкспертизы при повторной подаче в ту же организацию возможно снижение платы (а иногда и вовсе без оплаты, если документы поданы в очень сжатый срок после первого заключения). Цель – подтвердить, что замечания устранены и смета теперь корректна.
- Изменение проекта или условий финансирования. Например, если после экспертизы проект переработан: добавлены новые объекты, изменены объемы работ, применены другие материалы или технологии – всё это приводит к изменению сметной стоимости.
Если изменения значительны (выходят за рамки уточнений), нужна повторная экспертиза сметы, чтобы удостовериться в достоверности новой стоимости. Особенно это актуально для государственных проектов: согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ повторная проверка обязательна, если сметная стоимость реконструкции или капремонта превышает предельно установленную инвестрешением сумму. Заявитель готовит новый пакет документов, где отражены изменённые разделы, и подает его на повторное рассмотрение.
- Экспертиза отдельных частей сметы. Бывает, что повторно проходят экспертизу отдельные локальные сметы или разделы, если изменения не затронули весь проект. Например, при корректировке сметы только на один раздел работ (скажем, благоустройство) можно заказать экспертизу только этого раздела. В рамках госэкспертизы это все равно оформляется как повторная экспертиза проекта, но по факту объем проверки меньше.
Процедура повторной экспертизы мало отличается от первичной: эксперты рассматривают внесённые изменения, сверяют их с первоначальными данными и выдают новое заключение. В заключении будет указано, что оно является повторным (по отношению к заключению №... от [дата]).
Если же повторная экспертиза проводится другой организацией (например, передали в другую госэкспертизу), то она считается как новая экспертиза, и плата взимается как за первичную.
Для заявителя важно учитывать, что порядок подачи на повторную экспертизу требует приложить предыдущее заключение и пояснительную записку с описанием изменений. Время рассмотрения, как правило, меньше (поскольку проверяется ограниченный круг вопросов), а плата за повторную экспертизу обычно составляет 30% от стоимости первичной.
Повторная экспертиза сметы гарантирует, что после корректировок сметная документация вновь соответствует всем требованиям и проект может реализовываться дальше.
Стоимость экспертизы смет
Стоимость экспертизы смет зависит от нескольких факторов: это вид экспертизы (государственная или негосударственная), регион и тарифы, объем проекта и сметной документации, а также срочность проведения проверки.
При государственной экспертизе плата за рассмотрение проектной документации (включая смету) рассчитывается по формуле, установленной в Постановлении № 145. Она привязана к сметной стоимости проекта: чем дороже и масштабнее проект, тем выше абсолютная плата. Однако в процентах от стоимости объекта это обычно незначительная величина (доли процента).
Если подается только смета на проверку достоверности без полного проекта, то размер платы составляет 20% от стоимости полной экспертизы аналогичного проекта. Например, когда проверяется смета капремонта отдельно, экспертиза обойдётся приблизительно в пятую часть стоимости обычной экспертизы проекта.
Для отдельных случаев установлены фиксированные расценки. Так, смета цены экспертизы капитального ремонта многоквартирного дома в госэкспертизе оценивается в 24 000 рублей с НДС (эта сумма может корректироваться с учётом индексов по годам).
В целом же за проверку сметной стоимости капремонта объекта капитального строительства платят 1% от сметной стоимости работ, но не менее той же фиксированной суммы 24 тыс. руб. – то есть крупные проекты оплачивают 1% от сметы, а мелкие – по минимальному тарифу.
Стоимость государственной экспертизы крупных проектов (новое строительство, реконструкция) рассчитывается по таблицам прогрессивных коэффициентов в зависимости от бюджета проекта. Заявитель (застройщик) обязан оплатить экспертизу до получения заключения, вне зависимости от результата (даже при отрицательном заключении деньги не возвращаются).
Негосударственная экспертиза смет обычно имеет более гибкую ценовую политику. Частные экспертные организации рассчитывают цену исходя из трудоёмкости проверки, количества локальных смет, сроков и других условий.
Смета цены экспертизы негосударственной может выражаться либо в фиксированной сумме за весь проект, либо тарифом за каждую страницу/позицию сметы. По оценкам рынка, негосударственная экспертиза обходится дешевле: как упоминалось, средняя стоимость независимой проверки сметы примерно на 30–70% ниже, чем госпошлина за госэкспертизу.
Например, некоторые компании указывают цену ~200 руб. за позицию локальной сметы свыше определённого количества строк. Таким образом, смету на 100 позиций можно проверить за ~20 000 руб., что сопоставимо с госэкспертизой мелкого проекта. Цена зависит и от региона: в столичном регионе услуги экспертов дороже, чем в регионах.
При выборе, куда обратиться, следует учитывать не только стоимость экспертизы сметы, но и требования законодательства: проходит ли смета экспертизу в государственной структуре обязательно (если проект подпадает под критерии) – тогда экономить, привлекая только негосударственных экспертов, нельзя.
В то же время, для внутренних нужд или проектов вне обязательной госэкспертизы, затраты на негосударственную экспертизу полностью окупаются снижением рисков перерасхода средств и возможных переделок.
Экспертиза смет в программных комплексах (ГРАНД-Смета и др.)
Современные сметчики широко используют специальные программные комплексы для составления смет (такие как «ГРАНД-Смета», Smeta.ru, «ТурбоСмета» и др.). Эти программы не только облегчают расчет стоимости, но и содержат инструменты для предварительной экспертизы сметы. Например, ПК «ГРАНД-Смета» имеет функцию «Экспертиза сметы», которая позволяет автоматически проверить сметный расчет на соответствие ряду требований.
В частности, программы могут сравнить заложенные в смете цены ресурсов и индексы перерасчёта с официальными данными Федеральной государственной информационной системы цен в строительстве (ФГИС ЦС).
Для каждого региона и периода опубликованы индексы пересчета (так называемые «сплит-формы»), и софт способен сопоставить смету с этими эталонами. Если сметчик по ошибке применил не те индексы или устаревшие цены, программа выделит эти позиции. В «ГРАНД-Смете» отчёт экспертизы подсвечивает несоответствия: позиции, где цена или норма не совпадает с актуальной базой, отмечаются иконками или цветом. Таким образом, сметчик до передачи документации на официальную экспертизу может самостоятельно устранить многие недочёты.
Кроме того, программные комплексы позволяют проверить целостность структуры сметы: убедиться, что все локальные расчёты включены в сводный сметный расчет, что отсутствуют «висящие» ресурсы без расценок, что правильно указаны реквизиты (например, код региона, дата составления сметы).
Есть даже специальные чек-листы для проверки сметы перед экспортом в формат, требуемый государственной экспертизой. Так, ГРАНД-Смета поддерживает выгрузку сметы в формате XML по стандарту Главгосэкспертизы, и перед этим рекомендуется выполнить проверку: заполнены ли все обязательные поля (реестровые номера нормативов, коды территорий и т.п.), отключены ли нестандартные настройки, которые не поддерживаются при выгрузке.
Использование таких систем значительно повышает шанс, что смета пройдёт экспертизу без существенных замечаний.
Для аудитории подрядчиков и проектировщиков это означает, что овладение программами типа «ГРАНД-Смета» – фактически шаг к успешному прохождению экспертизы. Многие органы госэкспертизы принимают сметную документацию в электронном виде, и наличие файла, сформированного из сертифицированной программы, облегчает взаимодействие.
В итоге, экспертиза сметы во многом «начинается» ещё на этапе подготовки – встроенные инструменты ПО помогают провести предварительную проверку по тем же критериям, что использует официальный эксперт.
Практические рекомендации по подготовке смет к экспертизе
Чтобы проведение экспертизы сметы прошло успешно с первого раза, важно тщательно подготовить сметную документацию. Ниже приведены практические рекомендации, учитывающие типичные требования экспертов и ошибки, которые они часто обнаруживают:
- Актуализируйте нормативную базу и цены. Убедитесь, что смета составлена на базе актуальной редакции ФСНБ (например, ФСНБ-2022 с последними дополнениями). Нельзя подавать смету на устаревшей базе – экспертиза проверяет, чтобы применялась база, действующая на момент подачи.
Также используйте свежие индексы пересчёта стоимости для вашего региона (обычно индексы обновляются ежеквартально Минстроем). Все материалы и ресурсы, не покрытые государственной базой, должны быть подтверждены: соберите конъюнктурный анализ цен – 3-5 коммерческих предложений или прайс-листов на дату составления сметы, согласуйте их с заказчиком и приложите к документам.
- Проверьте соответствие объемов работ проекту. Проверка смет экспертизой обязательно выявит, если объёмы работ в локальных сметах не совпадают с проектными ведомостями. Расхождения между чертежами/спецификациями и сметой – одна из самых частых причин замечаний.
Поэтому перед подачей сверьте каждую позицию: всякий бетон, кирпич, оборудование, указанные в смете, должны иметь подтверждение в проекте (листы чертежей, спецификации). Для капитального ремонта следует составить дефектные ведомости и убедиться, что все работы по устранению дефектов отражены в смете, и наоборот, в смете нет работ, не описанных в дефектной ведомости.
- Следуйте методическим указаниям при расчёте. Разные виды работ требуют разных подходов к сметному нормированию. Избегайте «пересочинительства»: не надо самостоятельно корректировать состав норм или изобретать коэффициенты, которых нет в методике – эксперты сразу видят такие отклонения.
Например, для демонтажных работ используйте специальные расценки на демонтаж (или коэффициенты, если официально разрешено), но не применяйте коэффициенты от условий строительства к обычным нормам, пытаясь имитировать демонтаж – это ошибочно.
Пользуйтесь технической частью сборников: там указаны правила расчета объемов, случаи применения коэффициентов. Эксперт проверяет соблюдение этих правил, поэтому расчет объемов работ (например, площади окраски с учетом окон и дверей, объемы земляных работ и т.п.) должен соответствовать указанным формулам.
- Корректно распределяйте затраты по разделам сметы. Сметная документация крупных проектов включает локальные сметы, объектные сметы и сводный сметный расчет (ССР). Убедитесь, что все итоги из локальных смет правильно перенесены в объектные, а из объектных – в ССР.
Не забывайте включить лимитированные затраты (главы ССР: временные здания, резерв средств, ПИР, авторский надзор и др.) в пределах, согласованных с заказчиком. Экспертиза часто выявляет ошибку: включение в ССР затрат, не оговоренных заданием на проектирование или превышающих нормативы.
Например, если планируются пусконаладочные работы, в проекте должна быть программа ПНР, согласованная заказчиком, иначе соответствующие расходы не будут приняты. Проверьте, что накладные расходы и сметная прибыль начислены правильными коэффициентами (для строительства, реконструкции или ремонта применяются разные нормативы).
- Оформление и комплектность документов. Подготовьте пояснительную записку к смете (если требуется), где перечислены исходные данные для расчёта: какие сборники использованы, по какому уровню цен составлена смета, какие индексы применены, особые решения по ценообразованию.
В пакет на экспертизу, помимо собственно смет, включите все необходимые приложения: задания на проектирование, приказы или постановления (если обосновывают стоимость), сводку основных технико-экономических показателей проекта, подтверждения от ведомственных экспертиз (если есть особые разделы, например сметы на консервацию памятников и т.п.).
Документы должны быть подписаны ответственными лицами: сметы – составителем и проверяющим (если в организации принят внутренний контроль), утверждены заказчиком. Смета проведение экспертизы должна быть представлена либо в печатном виде с мокрыми печатями (для госэкспертизы раньше требовалось), либо, что всё чаще, в электронном виде через портал экспертизы (в формате PDF и XML). Уточните требования конкретного экспертного органа (региона) к оформлению – сейчас большинство перешло на электронную форму взаимодействия.
Придерживаясь этих рекомендаций, подрядчики и проектировщики значительно повысит вероятность получить положительное заключение экспертизы с первого раза. Качественно подготовленная сметная документация экономит время и деньги: проект не задерживается на доработках, а заказчик быстрее получает подтверждение бюджета.
Заключение
Экспертиза сметной документации – неотъемлемая часть успешного строительства и ремонта. Для государственных и муниципальных проектов государственная экспертиза смет гарантирует, что деньги налогоплательщиков будут потрачены обоснованно, а для частных застройщиков независимая экспертиза снижает риски финансовых ошибок.
Мы рассмотрели виды экспертизы – гос и негосударственную, а также особенности проверки проектных смет и смет рабочей документации, различия при оценке смет на ремонт, реконструкцию и новое строительство, вопросы повторной экспертизы и стоимости услуг.
Подводя итоги, перечислим типовые ошибки при прохождении экспертизы сметы, которых следует избегать:
- Несоответствие объемов работ чертежам и ведомостям – всегда проверяйте связку «проект–смета».
- Применение устаревших или неправильных сметных норм и цен – необходимо использовать актуальную ФСНБ и индексы.
- Отсутствие обоснований цен на ресурсы вне нормативной базы – требуются подтверждающие документы (аналитические расчеты, коммерческие предложения).
- Неверное применение коэффициентов (например, неправильные коэффициенты на условия производства работ или сочетание коэффициентов не по назначению).
- Изменение состава норм или ручное исправление ресурсов в расценках – недопустимо, все корректировки должны выполняться согласно методике.
- Некорректное распределение затрат в сводном расчёте – например, отнесение расходов не в те разделы (пусконаладочные работы, резерв средств и пр.).
- Неучёт изменений нормативной базы и единиц измерения – смета должна точно соответствовать терминологии и единицам базовых нормативов.
- Неполный комплект документов при подаче – отсутствие необходимых согласований, спецификаций, подписей может затянуть экспертизу.
Избегая этих ошибок и тщательно готовясь, подрядчики и проектировщики обеспечат успешное прохождение экспертизы. Экспертиза сметы – это не препятствие, а инструмент контроля качества: она помогает выявить слабые места проекта до того, как деньги вложены в строительство.
Для заказчика (особенно госзаказчика) это гарантия экономической эффективности, для исполнителей – знак профессионализма. В итоге, грамотно пройденная экспертиза сметы служит залогом того, что реализация проекта пойдёт по плану и в рамках бюджета.
Контакт для консультаций: mail@expertsmet.ru | Тел.: 8 (800) 300 87 72